Море, которого нет на карте   Марта и Фантастический дирижабль   Disney. Принцесса. Аппликация для малышей 

  1. Основные приборы по электричеству.
  2. Таких батарей аккумуляторов, приспособленных для демонстрационных целей, надо иметь не менее двух.
  3. Внешний вид высоковольтного выпрямителя.
  4. Рис. 6. Схема высоковольтного выпрямителя:
  5. Усилитель низкой частоты в собранном виде и без кожуха.
  6. Рис. 10. Амперметр и вольтметр демонстрационные;
  7. Рис. 11. Принципиальные схемы амперметра (слева) и вольтметра.
  8. Рис. 12. Схема усилителя постоянного тока для демонстрационного гальванометра.
  9. Рис. 14. Амперметр со вставленным усилителем.
  10. Демонстрационный зеркальный гальванометр высокой чувствительности
  11. Некоторые приборы по оптике.
  12. Рис. 16. Дуговая лампа без кожуха.
  13. Рис. 18. Схема включения ртутной лампы типа ПРК-4:
  14. Рис. 20. Дроссель для зажигания ртутных ламп.
  15. Опыты по физике с проекционной аппаратурой
  16. Электризация. Взаимодействие наэлектризованных тел
  17. Рис. 22. Притяжение струи воды к наэлектризованной палочке.
  18. Одновременная электризация двух тел при соприкосновении
  19. Рис. 23. Демонстрация одновременной электризации обоих тел.
  20. Электростатическая индукция. Электрофор
  21. Рис. 24. Равномерное распределение зарядов на плоской поверхности.
  22. Применяя описанный способ определения знака заряда, можно показать одновременную электризацию обоих тел при трении.
  23. Рис. 27. Зарядка электрометров через влияние.
  24. Рис. 29. Электрофор из деталей разборного конденсатора:
  25. Закон Кулона
  26. Рис. 30. Установка для демонстрации закона Кулона.
  27. Силовые линии электрического поля
  28. Рис. 31. Демонстрация электрических султанов.
  29. Рис. 33. Демонстрация спектров электрических полей.
  30. Экранирующее действие проводников
  31. Измерение разности потенциалов. Эквипотенциальные
  32. Рис. 36. Исследование потенциала заряженного проводника.
  33. Понятие об электроемкости
  34. Рис. 38. К введению понятия электроемкости.
  35. Рис. 39. Установка для демонстрации зависимости электроемко­ сти конденса­ тора от его размеров и ро­ да диэлектри­ ка.
  36. Устройство и действие конденсаторов постоянной и переменной емкости
  37. Рис. 41. Демонстрация устройства и действия конденсатора переменной емкости.
  38. Рис. 42. Установка для демонстрации определения емкости конденсатора.
  39. Далее определяют емкость при параллельном и последовательном соединении конденсаторов (рис. 43) и экспериментальным путем убеждаются, что в первом случае емкость батареи равна сумме емкостей отдельных конденсаторов:
  40. Рис. 44. Установка для демонстрации энергии заряженного конденсатора (батареи).
  41. Измерение напряжений различных источников тока электрометром
  42. Измерение электрометром напряжения на зажимах аккумуля­ тора.
  43. Рис. 46. Демонстрация кратковременного тока при выравнивании потенциалов электрометров.
  44. Рис.48. Получение постоянного электрического тока от электрофорной машины.
  45. Рис. 50. Механическая модель электрической цепи.
  46. Падение потенциала вдоль проводника с током
  47. Э. д. с. и внутреннее сопротивление источника тока.
  48. Гальванический эле­мент демонстрационный
  49. Схема опыта по закону Ома для полной цепи.
  50. Зависимость напряжения на зажимах источника тока от нагрузки; определение внутреннего сопротивления источника.
  51. График зависимости напряжения на нагрузке от величины тока в цепи.
  52. Реостаты, потенциометры, магазины сопротивлений
  53. Рис, 57. Демонстрация действия рычажного реостата.
  54. Рис. 59. Установка к экспериментальному упражнению с магазином сопротивлений.
  55. Подбор шунта к амперметру и добавочного сопротивления к вольтметру
  56. Рис. 60. Демонстрация шунтирования амперметра.
  57. Рис. 61. Демонстрация подбора дополнительных сопротивлений к вольтметру.
  58. Мостик Уитстона
  59. Зависимость сопротивления металлических проводников от температуры
  60. Рис. 63. Демонстрация изменения сопротивления проводника при нагревании.
  61. Рис. 64. Демонстрация действия термопары.
  62. Рис. 66. Демонстрация действия термобатареи.
  63. Во время демонстрации не следует держать корпус прибора в руках. Это может привести к нагреванию «холодных» спаев термопар и к снижению выразительности опытов.
  64. Демонстрация спектров магнитного поля тока
  65. Присоединив к зажимам прибора провода от источника, включают ток
  66. Рис. 69. Установка для изучения действия магнитного поля на ток.
  67. Приступая к проведению опыта, от весов отцепляют толкатель и снимают с рычага рейтер. При помощи уравнительного винта добиваются совпадения указателей.
  68. Взаимодействие двух параллельных токов
  69. Рис. 71. Лента из фольги с наконечником.
  70. Рис. 73.Прибор для демонстрации взаимодействия параллельных токов.
  71. Исследование магнитного поля тока
  72. Рис. 75. Схема устройства магнитного зонда.
  73. Рис. 76. Демонстрация действия магнитного зонда.
  74. Рис. 77. Установка для определения индукции магнитного поля прямого тока.
  75. Рис. 78. Определение индукции магнитного поля кругового тока.
  76. Рис. 79. Установка для определения индукции магнитного поля соленоида.
  77. Если ограничить опыт демонстрацией только трех образцов, то эти трудности легко преодолеть.
  78. Алюминий парамагнитен, поэтому цилиндрик из алюминия помещают между наконечниками поперек. При включении тока цилиндрик поворачивается и устанавливается вдоль линий поля.
  79. Усиление магнитного поля соленоида введением железа
  80. Точка Кюри
  81. Доменнаяструктура ферромагнетиков
  82. Рис. 86. Способ установки намагниченного цилиндрика.
  83. Скачкообразное намагничивание
  84. Рис. 88. Каркас катушки для демонстрации скачков намагничивания.
  85. Рис. 89. Намагничивание стержня в магнитном поле Земли.
  86. Построение петли гистерезиса
  87. Поворачивая лимб генератора, добиваются наибольшего отклонения стрелки гальванометра.
  88. Рис. 91. Петля гистерезиса.
  89. Петля гистерезиса на экране осциллографа
  90. Рис. 93. Катушка к электроннолучевой трубке.
  91. Магнитная защита
  92. Рис. 96. Расположение магнитов и колец для демонстрации магнитной защиты.
  93. Рис. 98. Модель телефонной трубки:
  94. Рис. 99. I — график тока в катушках телефона; // и III — графики колебаний мембраны без постоянного магнита и с магнитом.
  95. Рис. 100. Кривая намагничивания сердечника телефонной трубки.
  96. Рис. 101. Демонстрационная модель поляризованного реле.
  97. Рис. 102. Схема поляризованного реле.
  98. Рис. 104. Схема действия реле.
  99. Рис. 105. Кронштейн со звонковыми чашками.
  100. Рис. 107. К объяснению действия поляризованного звонка.
  101. Электронные явления в вакууме.
  102. Рис. 108. Универсальное электронное реле: слева — лицевая сторона и съемные детали; справа — обратная сторона прибора.
  103. Рис. 109. Общий вид универсального электронного реле с приставкой для воспроизведения звука с кинопленки.
  104. Рис. 111. Приставка в разобранном виде: слева — диск с лампочкой и линзой; справа — крышка с кинопленкой и роликом.
  105. Электроннолучевая трубка. Из электроннолучевых трубок, выпускаемых промышленностью, наиболее удобной для учебных целей оказалась осциллографическая трубка типа Л0709А.
  106. Рис. 114. Схема включения электроннолучевой трубки.
  107. Рис. 115. Схема и лицевая сторона генератора релаксационных колебаний.
  108. Явление термоэлектронной эмиссии
  109. Рис. 117. Установка диода в проекционном аппарате; вверху изображение диода на экране.
  110. Рис. 119. Подогревный катод (цилиндрический): / — оксидный слой; 2 — никелевая трубка; з— подогреватель (нить накала); 4 — вывод катода.
  111. Рис. 121. Установка для обнаружения термоэлектронной эмиссии.
  112. Рис. 122. Другая установка для обнаружения термоэлектронной эмиссии.
  113. Рис. 123. Установка для наблюдения электропроводности вакуумного диода.
  114. Вольт-амперная характеристика диода
  115. Замыкают цепь и при помощи реостата доводят накал диода до ярко-красного свечения.
  116. Рис. 127. Установка для демонстрации переменного тока.
  117. Рис. 128. Выпрямление переменного тока двухэлектродной лампой.
  118. Трекэлектродная электронная лампа (триод).
  119. Рис. 131. Изображение триода на экране.
  120. В предыдущей установке шарообразный кондуктор убирают. К катоду присоединяют положительный полюс батареи аккумуляторов.
  121. Усилительное действие трехэлектродной лампы
  122. Рис. 134. Схема соединения звукоснимателя с громкоговорителем
  123. Рис. 136. Другая установка для усиления колебаний звуковой частоты.
  124. Рис. 137. Установка с усилителем для громкоговорящего радиоприемника.
  125. Рис. 138. Установка для демонстрации лампового генератора.
  126. Рис. 139. Схема лампового генератора с колебательным контуром в анодной цепи.
  127. В исполнительную цепь включают обычную лампу накаливания, которую через нормально разомкнутые контакты (нижний и средний) электромагнитного реле присоединяют к осветительной сети.
  128. Обращают внимание учащихся, что, пока конденсатор не заряжен, якорь электромагнитного реле не притягивается к сердечнику (ток через лампу не идет) и исполнительная цепь разомкнута.
  129. Рис. 141. Электроннолучевая трубка с электростатическим управлением.
  130. Рис. 142. Электроннолучевая трубка на подставке с подключенным выпрямителем.
  131. Рис. 144. Схема соединения потенциометра с переключателем.
  132. Рис. 145. Установка для демонстрации магнитного управления электронным пучком.
  133. Получение развернутого изображения на экране осциллографической трубки
  134. Рис. 146. Установка для демонстрации развертки электронного пучка.
  135. Рис. 147. Схема соединения магнитоэлектрической машины, трансформатора и реостата
  136. Рис. 148. Блок - схема электронного осциллографа
  137. Рис. 149. Наблюдение осциллограммы колебании
  138. Электрические свойства полупроводников.
  139. Рис. 150, Комплект полупроводниковых приборов:
  140. При демонстрации опытов следует иметь в виду, что фотосопротивление обладает заметной температурной чувствительностью и инерционностью.
  141. При работе с фотоэлементом следует помнить, что наибольшую мощность фотоэлемент развивает при равенстве внутреннего и внешнего сопротивлений.
  142. В электрическую цепь транзистор может быть включен тремя различными способами: с общей базой, с общим эмиттером и с общим коллектором.
  143. Поляризованное реле типа РП-5 на подставке: слева — вид спереди; справа — вид с обратной стороны панели.
  144. Изменение сопротивления полупроводников при нагревании и охлаждении
  145. Рис. 153. Установка и схема включения термосопротивления в электрическую цепь.
  146. Рис. 154. Температурная ха рактеристика тер мосопротивления типа ММТ-4.
  147. 53 Устройство и действие электрического термометра сопротивления
  148. Датчик вместе с демонстрационным капиллярным термометром погружают в стакан с водой и, вращая ручку потенциометра, добиваются совпадения показаний обоих термометров.
  149. Автоматический сигнализатор и регулятор температуры
  150. Рис. 157. Установка и схема термореле.
  151. Действие термосопротивления прямого и косвенного подогрева
  152. Рис. 159. Вольт-амперная характеристика термосопротивления типа ММТ-4.
  153. Рис. 160. Установка и схема включения термосопротивления с косвенным подогревом.
  154. Изменение сопротивления полупроводников при освещении
  155. Конструкция фотосопротивления типа ФС-К1
  156. Рис. 163. Световая характеристика фотосопротивления типа ФС-К1:
  157. С этим фотореле показывают следующие опыты, раскрывающие принцип работы простейших фотоэлектронных устройств автоматики.
  158. Высоту контролируемого уровня воды или сыпучих тел в стакане можно изменять с помощью подъемного столика.
  159. Фотосопротивление освещают дневным светом. Освещенность фотосопротивления должна быть достаточной, чтобы реле удерживало цепь лампы разомкнутой.
  160. Рис. 167. Установка с фотореле для демонстрации автоматического счета.
  161. Рис. 169. Демонстрация автоматической сортировки деталей по прозрачности.
  162. Электронная и дырочная электропроводность полупроводников
  163. Рис. 170. Демонстрация электронной проводимости полупроводников.
  164. Рис. 172. Демонстрация дырочной проводимости полупроводников.
  165. Односторонняя электропроводность электронно-дырочного перехода
  166. Рис. 175. Схема демонстрационного омметра
  167. Рис. 177. Схема действия полупроводникового диода:
  168. Рис. 179. Диод типа Д7Ж на панели (лабораторный
  169. Рис. 180. Демонстрация однополупериодного выпрямления переменного тока полупроводниковым диодом.
  170. Рис. 182. Демонстрация двухполупериодного выпрямления переменного тока полупроводниковыми диодами.
  171. Рис. 184. Конструкция полупроводникового термоэлемента.-
  172. Рис. 185. Схема действия термоэлемента:
  173. Рис. 187. Схема действия полупроводникового термоэлемента
  174. Рис. 188. Установка и схема включения термоэлемента для демонстрации охлаждения контакта двух полупроводников электрическим током,
  175. Рис. 189. Схема движения электронов и дырок:
  176. Действие полупроводникового фотоэлемента
  177. Рис. 192. Демонстрация действия полупроводникового фотоэлемента.
  178. Рис. 194. Зависимость э. д. с. селенового фотоэлемента от освещенности.
  179. Электронно-дырочные переходы транзистора
  180. Рис. 196. Демонстрация электронно-дырочных переходов транзистора.
  181. Усилитель постоянного тока на транзисторе
  182. Рис. 198. Установка и схема включения транзистора для демонстрации его усилительных свойств.
  183. Рис, 199. Схема действия транзистора.
  184. Рис. 201. Выходные характеристики транзистора типа П14.
  185. Рис. 202. Входные характеристики транзистора типа П14.
  186. Рис. 203. Установка и схема звукового генератора.
  187. Для этого фотоэлемент включают в цепь генератора вместо батареи аккумуляторов и освещают электрической лампой с расстояния 10—20 см.
  188. Преобразование сигналов изменения температуры и освещенности в электрические колебания
  189. Рис. 205. Звуковой генератор с датчиком температуры.
  190. Принцип радиотелеметрии
  191. Для объяснения опыта на доске вычерчивают блок-схему системы радиотелеметрии (рис. 209) и поясняют назначение ее отдельных элементов.
  192. Сравнение электропроводности воды и растворов соли и кислоты
  193. Движение ионов в электрическом поле
  194. Рис. 211. Движение ионов в электрическом поле.
  195. Изменение сопротивления электролитов при нагревании
  196. Электропроводность стекла при его нагревании.
  197. Устанавливают величину тока приблизительно 0,4—0,5 а и одновременно с включением электрической цепи замечают время по часам.
  198. Электролиз раствора медного купороса
  199. Принцип действия гальванического элемента и аккумулятора
  200. Рис. 215. К опыту с гальваническим элементом.
  201. Определение полярности источника тока
  202. Рис.217. Определение полюсов источника тока.
  203. Рис. 218. Разрядка электрометра пламенем.
  204. Несамостоятельная проводимость воздуха
  205. Рис. 220. Обнаружение несамостоятельной проводимости воздуха.
  206. Рис. 221. Расщепление пламени спиртовки в электрическом поле.
  207. Рис. 223. График зависимости величины тока от напряжения в ионизированном газе.
  208. Рис. 224. Наблюдение коронного разряда.
  209. Рис. 225. Демонстрация устройства и принципа действия электрофильтра.
  210. Рис. 226. Простая установка для демонстрации электрической дуги.
  211. Рис. 227. Проецирование электрической дуги на экран.
  212. Рис. 228. Электрическая дуга под водой.
  213. Рис. 229. Установка для демонстрации электроискровой обработки металлов.
  214. Прохождение электрического тока через воздух при постепенном его разрежении
  215. Рис. 230. Демонстрация электропроводности воздуха при его разрежении.
  216. Рис. 231. Трубки с различной степенью разрежения на стойке и схема их включения.
  217. Рис. 232. Измерение порога зажигания и гашения неоновой лампы.
  218. После этого можно продемонстрировать зажигание неоновой лампы под действием внешнего ионизатора (яркое освещение, рентгеновские лучи, ионизация искрой).
  219. Явление электромагнитной индукции
  220. Рис. 234. Индукция при движении проводника в магнитном поле.
  221. Рис. 236. Установка для демонстрации электромагнитной индукции призамыкании и размыкании цепи, усилении и ослаблении тока.
  222. Рис. 237. Модель униполярного генератора.
  223. Правило Ленца
  224. Рис. 240. Взаимодействие кольца с катушкой при включении и выключении тока.
  225. Рис. 241. Торможение генератора при включении лампочек.
  226. Индукция в сплошных проводниках
  227. Рис. 243. Установка для демонстрации возникновения вихревых токов и принципа действия тахометра.
  228. Самоиндукция при замыкании и размыкании цепи
  229. Рис. 245. Схема и установка для демонстрации явления самоиндукции.
  230. Явление самоиндукции при измерениях мостиком Уитстона
  231. Рис. 247. Мостик Уитстона с двумя ключами.
  232. Рис. 248. Люминесцентная лампа с дросселем и стартером.
  233. Активное и реактивное сопротивление в цепи переменного тока.
  234. Свободные электрические колебания
  235. Естественно, что гальванометр, подключенный к колебательному контуру, отбирает от него некоторую часть энергии и тем самым увеличивает затухание
  236. Рис. 252. Соединение двух дроссельных катушек.
  237. Рис. 253. Осциллограммы переменного тока: а) от осветительной сети, б) от магнитоэлектрической машины, в) от генератора из набора по трехфазному току.
  238. Перед демонстрацией опыта звуковой генератор настраивают на частоту около 300 гц и устанавливают такую амплитуду колебаний, чтобы при попеременном включении аккумуляторов и звукового генератора лампа горела с одинаковой яркостью.
  239. Сдвиги фаз в цепи с емкостью и индуктивностью
  240. Рис. 255. Установка и схема для демонстрации сдвига фаз в цепи с емкостью.
  241. Распределение напряжений в цепи переменного тока
  242. Рис. 256. Установка для демонстрации распределения напряжений в цепи переменного тока со смешанной нагрузкой.
  243. Напоминают учащимся, что соединение конденсатора и катушки образует колебательный контур, которому свойственна некоторая собственная частота (опыт 93).
  244. Электрический резонанс
  245. Однофазный трансформатор
  246. Рис. 258. Установка для демонстрации потребления энергии трансформатором в зависимости от нагрузки.
  247. Электродвигатель однофазного переменного тока
  248. Рис. 261. Установка для демонстрации принципа дей-« ствия однофазного электродвигателя.
  249. Рис. 263. Другая установка для демонстрации принципа действия однофазного электродвигателя
  250. Рис. 265. Расположение обмоток на статоре и зажимов на щитке генератора.
  251. Рис. 266. Графики токов в обмотках трехфазного генератора
  252. Рис. 268. Соединение обмоток генератора и ламп заездой.
  253. Рис. 270. Включение обмоток генератора треугольником.
  254. Рис. 271. Установка электроннолучевой трубки в статоре трехфазного электродвигателя.
  255. После того как учащиеся ознакомились с образованием вращающегося магнитного поля в статоре двигателя, установку разбирают, внутрь статора помещают на подшипниках короткозамк-нутый ротор и, соединив электродвигатель с генератором, демонстрируют действие собранной установки.
  256. Затухающие электрические колебания
  257. Рис. 273. Установка и схема для получения осциллограммы затухающих колебаний
  258. Рис. 274. Осциллограммы периодических импульсов.
  259. Рис, 276. Установка с возбуждением колебательного контура от генератора горизонтальной развертки.
  260. Рис. 277. Генератор незатухающих колебаний.
  261. Для объяснения действия генератора пользуются схемой (рис. 277), на которой сердечник с обмотками изображают не условными обозначениями, а упрощенным рисунком, по которому можно проследить за направлениями токов и силовых линий в сердечнике.
  262. Электрические колебания высокой частоты
  263. Рис. 278. Детекторный радиоприемник.
  264. Поверхностный эффект
  265. Рис. 282. Катушка для демонстрации поверхностного эффекта.
  266. При включении трансформатора горят обе лампочки,
  267. Резонанс колебательных контуров
  268. Открытый колебательный контур
  269. Рис. 287. Генератор УВЧ с диполем.
  270. Излучение и прием электромагнитных волн
  271. Рис. 289. Схема электромагнитного поля прямого вибратора.
  272. Радиоуправление
  273. Рис. 292. Установка для приема телеграфных сигналов.
  274. Рис. 293. Модель автомобиля, управляемая по радио.
  275. При посылке сигнала в открытом колебательном контуре (штырь-диод-корпус) возникает переменное напряжение высокой частоты, но диод имеет одностороннюю проводимость и ток через него течет только вверх.
  276. Рис. 295. Схема приемного и управляющего устройств.
  277. Рис. 296. Получение осциллограммы модулированных колебаний.
  278. Радиопередача и прием модулированных сигналов
  279. Рис. 299. Схема радиотелефонного передатчика с амплитудной модуляцией на анод.
  280. Рис. 301. Схема радиотелефонного передатчика с амплитудной модуляцией на сетку.
  281. Прием радиовещания на детекторный приемник
  282. Основные демонстрации с генератором сантиметровых волн
  283. Рис. 304. Отражение электромагнитных волн.
  284. Рис. 305. Преломление электромагнитных волн.
  285. Для проведения многих опытов по интерференции и дифракции света применяется специальный набор, выпускаемый промышленностью (рис. 307).
  286. Полосы интерференции от бипризмы Френеля
  287. Рис. 309. Установка с бипризмой и дуговой лампой.
  288. Рис. 311. Ходпучков света в установке с бипризмой ицилиндрической линзой:
  289. Рис. 313. Схема определения длины световой волны с бипризмой Френеля
  290. Полосы интерференции от упрощенного прибора
  291. Рис. 315. Прямоугольная призма с черной пластинкой в металлической оправе:
  292. Рис. 317. Схематическое изображение хода лучей для объяснения явления интерференции
  293. Рис. 319. Установка для демонстрации колец Ньютона.
  294. Рис. 321. К объяснению колец Ньютона, полученных в отраженном и проходящем свете.
  295. Рис. 322. Прибор для демонстрации смещения полос интерференции при нагревании.
  296. Интерференциясвета в тонких пленках
  297. Рис. 325. К объяснению интерференции света в тонких пленках.
  298. Рис. 326. Установка для демонстрации интерференции света в тонких пленках на воде.
  299. Дифракция от нити
  300. Рис. 328. Дифракционные полосы от тонкой нити.
  301. Дифракция от щели
  302. Рис. 331. Схема установки для демонстрации дифракции от щели
  303. Рис. 332. К объяснению явления дифракции от щели.
  304. Рис. 333. Схема установки для микропроекции с микроскопом:
  305. Дифракция от решетки
  306. Рис. 335. Взаимное расположе-жение дифракционных спектров.
  307. Дифракция от двумерной решетки
  308. Рис. 339. К объяснению действия двумерной дифракционной решетки.
  309. Рис. 341. Набор для опытов по поляризации света.
  310. Механическая модель поляризатора и анализатора
  311. Рис. 342.Механическая модель поляризатора и анализатора.
  312. Рис, 343. Крепление теплового фильтра в линзодер-жателе
  313. Поляризация света при отражении
  314. Рис. 346. Два зеркала на штативе для демонстрации поляризации света при отражении.
  315. Поляризация света при преломлении
  316. Двойное преломление и поляризация света в кристалле исландского шпата
  317. Рис. 349. Схема установки для исследования обыкновенного и необыкновенного пучков света:
  318. Вращение плоскости поляризации света раствором сахара
  319. Рис. 350. Натяжения в стекле при неравномерном нагревании.
  320. Таким же приемом показывают распределение напряжения в изогнутой пластинке.
  321. Законы освещенности.
  322. Зависимость освещенности от сипы света источника
  323. Рис. 352. Демонстрация зависимости освещенности от силы света источника.
  324. Рис. 353. Демонстрация зависимости освещенности от расстояния до источника света.
  325. Зависимость освещенности от угла падения пучка света
  326. Рис. 355. Шайба Гартляс фото-» элементом.
  327. Рис. 356. Лабораторный прибор для изучения законов освещенности.
  328. Сравнение силы света двух источников
  329. Рис. 358. Схема установки фотометра и источников света (вид сверху).
  330. Рис. 359. Демонстрационный люксметр.
  331. Рис. 360. Установка для демонстрации распределения силы света вокруг электрической лампы
  332. Законы преломления света
  333. Рис. 363. Преломление и отражение светового пучка при переходе из воздуха в стекло.
  334. Рис. 364. Преломление и отражение светового пучка при переходе из стекла в воздух.
  335. Полное отражение света
  336. Рис. 366. Установка для демонстрации полного отражения света в воде.
  337. Рис. 368. Полное отражение света в трубке с водой; о — светофильтр.
  338. Преломление и полное отражение света в призме
  339. Рис. 370. Преломление и полное отражение световых пучков в призме.
  340. Рис. 371.Прибор А. И. Глазыринапо геометрической оптике:
  341. Рис. 373. Преломление световых пучков в собирающей и рассеивающей линзах.
  342. Линзы заливают водой и наблюдают действие обеих линз. У собирающей линзы измеряют фокусное расстояние, приблизительно равное 16 см.
  343. Рис. 374. Преломление света в воздушной линзе, погруженной в воду.
  344. Рис. 375. Демонстрация изображения нити лампы с помощью собирающей линзы.
  345. Сферическая и хроматическая аберрация линз
  346. Рис. 376. Сферическая аберрация линзы.
  347. Рис. 379. Демонстрация хроматической аберрации линзы.
  348. Рис. 380. Явление дисторсии линзы.
  349. Устройство и действие киноаппарата
  350. Рис. 383. Демонстрация действия обтюратора.
  351. Опыт показывает, что продолжительность зрительного впечатления для синего света больше, чем для зеленого. Вместо синего светофильтра можно взять красный.
  352. Рис. 384. Схема устройства эпидиаскопа:
  353. Построение хода пучков света в микроскопе и телескопе
  354. Рис. 385. Ход пучков света в оптических приборах:
  355. Демонстрация призматического монокуляра и приемов обращения с ним
  356. Рис. 386. Лабораторный прибор для сборки призмат ческого монокуляра.
  357. Рис. 387. Демонстрация действия оборотных призм монокуляра.
  358. Получение на экране сплошного спектра
  359. Рис. 389. Правильное расположение призмы при демонстрации сплошного спектра.
  360. Сложение спектральных цветов
  361. Рис. 392. Схема установки для сложения спектральных цветов.
  362. Получение на экране линейчатого спектра
  363. Демонстрация спектров поглощения
  364. Рис. 394. Ход пучков света в установке для де- монстрации спектра поглощения:
  365. Рис. 395. Спектроскоп двухтрубный.
  366. Рис. 397.Ход пучков света в спектроскопе.
  367. Рис. 399. Установка для демонстрации опыта 154.
  368. Рис. 401. Кривые распределения энергии в спектре излучения абсолютно черного тела при различных температурах.
  369. Рис. 402. Оборудование для опытов с инфракрасными лучами:
  370. Может быть применен во всех опытах и самодельный светофильтр, изготовленный по следующему рецепту: в 10—15 мл воды растворяют, слегка подогревая и помешивая, одну чайную ложку желатина, а в 15—20 мл горячей воды — половину чайной ложки анилиновой краски.
  371. Обнаружение инфракрасного излучения в спектре
  372. Выделение и поглощение инфракрасных лучей фильтрами
  373. Отражение и преломление инфракрасных лучей
  374. Рис. 405. Отражение инфракрасных лучей от вогнутого зеркала и зажигание пленки.
  375. Сигнализация инфракрасными лучами
  376. Обнаружение и выделение ультрафиолетового излучения
  377. Рис. 409. Установка для включения в сеть осветителя с ртутной лампой ПРК-4.
  378. Обнаружение квантов света
  379. Рис. 411. Счетчик фотонов.
  380. Рис. 412. Демонстрация действия счетчика фотонов.
  381. Рис. 413. Демонстрация внешнего фотоэффекта на цинковой пластинке.
  382. Зависимость интенсивности внешнего фотоэффекта от рода вещества
  383. Рис. 414. Демонстрация зависимости фотоэффекта от рода вещества.
  384. Зависимость интенсивности внешнего фотоэффекта от величины светового потока и частоты света
  385. Законы внешнего фотоэффекта
  386. Рис. 416. Схемы включения фотоэлемента и измерительных приборов в электрическую цепь.
  387. Затем фотоэлемент освещают оранжевым светом. Гальванометр обнаруживает ток. С помощью потенциометра увеличивают постепенно тормозящую разность потенциалов.
  388. Фотореле с газонаполненным фотоэлементом
  389. Для более полного ознакомления учащихся с практическими применениями фотореле демонстрируют соответствующий фрагмент из учебного кинофильма «Фотоэлементы и их применение».
  390. Воспроизведение звука с кинопленки
  391. Рис. 419. Установка и ее схема для воспроизведения звука с кинопленки.
  392. Рис. 420. Установка для воспроизведения звука с кинопленки с помощью универсального электронного реле.
  393. Воспроизведение звука можно демонстрировать также с помощью универсального электронного реле. В этом случае собирают установку по рисунку 420.
  394. Рис. 421. Установка для демонстрации светового телефона.
  395. Фотохимические реакции
  396. Учащимся поясняют, что под действием света происходит реакция, в результате в растворе выделяется свободный йод, который и окрашивает раствор:
  397. Люминесценция газов, жидкостей и твердых тел
  398. Рис. 423. Набор флюоресцирующих жидкостей.
  399. Рис. 425. Набор фосфоресцирующих экранов.
  400. Зависимость люминесценции от частоты возбуждающего света
  401. Рис. 426. Расположение трубок с флюоресцирующими жидкостями в сплошном спектре.
  402. Зависимость фосфоресценции от температуры
  403. Можно отметить, что многие вещества (например, парафин, яичная скорлупа и др.), не люминесцирующие при обычной температуре, начинают люминесцировать при сильном охлаждении (при температуре жидкого воздуха).
  404. Явление тушения фосфоресценции применяется для получения изображений. Принцип такого использования явления тушения фосфоресценции можно показать на опыте.
  405. Рис. 428. Демонстрация ионизирующего действия радиоактивного излучения.
  406. Наблюдение следов заряженных частиц с помощью камеры Вильсона
  407. Рис. 430. Колба с резиновой грушей для демонстрации конденсации пара на заряженных частицах.
  408. Рис. 431. Установка камеры на проекционном аппарате.
  409. Наблюдение следов протонов
  410. Рис. 433. Установка и ее схема для демонстрации действия счетчика ионизирующих частиц.
  411. Обнаружение космического фона
  412. Область Гейгера
  413. Работа счетчика с пересчетным устройством
  414. Рис. 436. Установка и ее схема для демонстрации пересчетного устройства.
  415. Принцип действия радиометра
  416. Поглощение радиоактивного излучения различными вещест­ вами
  417. Отклонение бета-частиц в магнитном поле
  418. Определение направления распространения космических лучей
  419. Рис. 439. Установка и схема включения двух счетчиков для демонстрации направления распространения космических лучей.
  420. Устанавливая стойку штатива под разными углами к вертикали, находят опытным путем такое положение «космического пеленгатора», при котором громкие щелчки на выходе усилителя прослушиваются наиболее часто.